Манухин, В. П. Региональный компонент в системе профессиональной подготовки педагога / В. П. Манухин // Актуальные проблемы психологии в образовании : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 4-6 апреля 2011 года / [редкол. : И. А. Синкевич (отв. ред.) и др.]. – Мурманск, 2012. – С. 26-34.

В.П. Манухин РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТВ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В зарубежной и отечественной науке существует немало определе­ ний содержания понятия «регион». Некоторые исследователи предпочи­ тают рассматривать его только как хозяйственно-экономическую общ­ ность. Такое понимание подходит для определения экономического рай­ она. Многим исследователям импонирует точка зрения профессора Дор- тмундского университета Л. Рамхельда, который считает само понятие «регион» супертермином, включающим в себя ряд основополагающих признаков: определенную территорию, население, общность истории, при­ родные проблемы. По его мнению, регион - это географическая зона с со­ циально-экономической и этнокультурной общностью. Анализируя различные подходы к определению ключевого понятия, мы используем следующее понятие: регион - это часть территории госу­ дарства, имеющая законодательно закрепленные границы, собственные ор­ ганы государственного и местного управления и находящиеся в опреде­ ленных юридических отношениях с центральными органами государст­ венного управления. Регион как территориальная и социально-культурная общность представляет уникальное сочетание природных, экологических, социальных и политических процессов, обеспечивает социальное воспро­ изводство в биоэкологическом, экономическом, образовательном, науч­ ном, социокультуроном и других аспектах. Регион - это не просто административная система, а действующая общность, отличающаяся единством экономической, политической и ду­ ховной жизни. Это пространство, способствующее социализации человека, формированию, сохранению и передаче норм жизни, сохранению и разви­ тию природных и культурных богатств. Это и образовательное простран­ ство, т.е. совокупность образовательных учреждений, расположенных на данной территории, где крепнут основные социально-экономические свя­ зи, определяющие особенности социально-культурной инфраструктуры. Понятия «региональное образовательное пространство» и близкое по определению «образовательная среда»: они идентичны, являются базовы­ ми и позволяют выразить, а значит, и не упустить из вида основные смыс­ лы развития образования - обеспечить целостность региональной полити­ ки в сфере образования, ее несводимость к отдельным модификациям об­ разовательных программ и предметов обучения к уровню образовательных учреждений и управленческих действий сверху. Региональное образова­ тельное пространство означает относительную автономию и самоценность образования для социальных подсистем общества, а это обусловливает его 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz